Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя 

общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

 

 

Школьная социально-психологическая служба: тел.92142

Социальный педагог- Чечикова Галина Михайловна

педагог-психолог- Концевенко Владимир Семенович

 

 

Родительское собрание по ознакомлению с модулями курса ОРКСЭ состоялось  12.02.2024 года

 Собрание по выбору модуля состоялось 29 февраля 2024 года

Целью курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями други культур и мировоззрений.

Основными задачами курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

§  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

§  развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

§  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

§  развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

 

 

Список нормативных документов

 

- "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Законе "Об образовании в Российской Федерации";

- Законе "об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";

- Законе "О свободе совести и религиозных объединениях".

- Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»

- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями.

- Методические рекомендации по совершенствованию процесса реализации ОРКСЭ и ОДНКНР.

- Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

- Письмо Министерства образования Новосибирской области от 28.01.2021 г. № 688-03/25 «Об организации работы по свободному, добровольному выбору модулей курса ОРКСЭ родителями на 2020-2021 учебный год».

 

 

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Список модулей:

·         «Основы православной культуры»

·         «Основы исламской культуры»

·         «Основы буддийской культуры»

·         «Основы иудейской культуры»

·         «Основы мировых религиозных культур»

·         «Основы светской этики»

 

   Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

 

 Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

  Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

 

 Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает  освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

 

 Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,  «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

 

  Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

   Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях  мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

  Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

     Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного  самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.

 

 

 

Результаты реализации курса «ОРКСЭ».

   В 2022 – 2023 учебном году в МКОУ Старощербаковской СОШ осуществлялась реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» учителем русского языка и литературы Зубрицкой Т.А. Педагогом пройдены курсы повышения квалификации по данному направлению.

Изучаемый модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его темы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  

          Рабочая программа рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классе (1 час в неделю).  

Список учебников, используемых в 2022 – 2023 учебном году: А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики».

        По завершению преподавания курса был проведен мониторинг процесса реализации курса среди обучающихся и родителей, который показал положительное отношение обучающихся и родителей к данному модулю.

 

Вывод: программа «ОРКСЭ» модуль «Основы светской этики» за 2021-2022 учебный год реализована в полном объеме.

 

Среди учащихся было проведено анкетирование.  

Анкетирование «Я и курс ОРКСЭ». 

1. Твое отношение к занятиям модуля «Основы светской этики»: 

а) было интересно, узнал много нового;  

б) было неинтересно, ничего нового не узнал;  

в) мне всё равно.  

2. Как ты оцениваешь свое участие в занятиях по курсу ОРКСЭ: 

а) я доволен собой;  

б) я собой недоволен;  

в) никак не оцениваю.  

3. Если спецкурс будет преподаваться в 5 классе…  

а) я буду заниматься;  

б) не буду заниматься;  

в) мне всё равно.  

4. Оцени свое участие в занятиях ОРКСЭ (в баллах): 

а) 5 – высший балл;  

б) 3 – средний балл;  

в) 2 – низший балл.  

 

Обучающиеся 4 класса ответили, что им было интересно, они узнали много нового, они собой довольны, оценили своё участие в занятиях средним баллом, хотели бы продолжить изучение курса и дальше в 5 классе.  

 

Анкетирование «Родители и ОРКСЭ».  

1. В нашем селе существуют проблемы межнациональных, межрелигиозных отношений?  

а) да;  

б) нет.  

2. Как ваш ребёнок относится к людям другой национальности, другого вероисповедания?  

а) хорошо;  

б) безразлично;  

в) ненавидит.  

3.Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной, религиозной почве?  

а) развивать культуру межнационального общения;  

б) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности, других религий; 

в) ужесточить наказание за разжигание национальной, религиозной вражды.  

4. Отношение вашего ребёнка к занятиям ОРКСЭ: 

а) нравились;  

б) не нравились;  

в) был безразличен.  

5. Ваше отношение к курсу ОРКСЭ: 

а) было интересно, так как изучаемый материал важен для моего ребёнка; 

б) было неинтересно, ничего нового не узнал;  

в) мне всё равно.  

6. Если бы вам предложили сейчас выбрать модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики», какой бы выбрали?  

а) Основы православной культуры;  

б) Основы исламской культуры; 

в) Основы иудейской культуры; 

г) Основы буддийской культуры;  

д) Основы мировых религиозных культур; 

е) Основы светской этики.  

 

Из анкет родителей можно сделать следующие выводы: родители обучающихся 4 класса положительно относятся к изучению их ребёнком модуля «Основы светской этики». Отвечая на шестой вопрос, оба родителя подтвердили правильность своего выбора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы Чт 16.05.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения